Русская порода лошадей битюг: характеристика
Русская порода лошадей битюг: характеристика
Битюг порода лошадей
Битюг – порода лошадей, которые традиционно использовались в России для выполнения тяжелой работы. Они были настоящими помощниками русскому крестьянству – сильные, выносливые, добрые и спокойные. Эти животные никогда не отказывали своим владельцам. Основная область применения – полевые работы – самые тяжелые и изнурительные. Также они неплохо подходили и для верховой езды. Обратите внимание на знаменитую картину Васнецова «Три богатыря» – лошади, изображенные на ней, очень сильно напоминают классических русских битюгов.
Лошадь породы Битюг
Происхождение
Сейчас сложно сказать, когда была выведена эта порода. Однозначно одно – у русских людей всегда было очень много тяжелой физической работы, исторически обусловленной образом жизни. В 18 веке в Воронежской области появились первые потомки классических тяжеловозов и степных лошадей. Это и привело к появлению богатырской породы битюгов.
Местные степные лошади выступили отличной основой для выведения новой разновидности. Официальное мнение о месте рождения первых битюгов, истинных богатырей лошадиного рода – долина реки Битюг, что находится в Воронежской губернии.
Однако вследствие резкого уменьшения количества корма во второй половине 19 столетия, эти крепкие, красивые животные начали постепенно исчезать. Негативно на размере популяции сказалось и все возраставшее количество примесей в крови. Можно с уверенностью утверждать, что порода полностью прекратила свое существование к концу 19 века.
Особенности экстерьера
Прошло уже более 100 лет с того момента, как в России не осталось ни одного битюга, но мы можем представить, как они выглядели. Сохранилось немало информации об их внешнем виде:
- Рост у самых крупных особей мог достигать 170 см, хотя средние показатели колебались в пределах 155-165 сантиметров.
- Круп – сильно развитый, мощная грудь и крепкие, сухие ноги. При этом спина у этой породы была прямая, поясной отдел почти такой же мощный, как грудная клетка.
- Что касается окраса, чаще всего битюги были серые или гнедые, хотя есть упоминания о рыжих и даже пегих особях.
Исчезновение породы
В начале 19 века отечественные коннозаводчики стремились к улучшению и без того исключительных качеств породы битюгов. Для этого их начали скрещивать с английскими тяжеловозами, но такие эксперименты не дали ожидаемых результатов. Получавшееся потомство оказывалось менее выносливым.
Параллельно взрывными темпами увеличивались площади пашен, что, как следствие, привело к резкому сокращению количества выпасов. 19 век был ознаменован большим количеством политических катаклизмов, что еще больше усугубляло ситуацию с исчезновением битюгов как вида. Правительством России была предпринята попытка сохранить и возродить породу в Воронежской области, но злой рок и тут сыграл недобрую шутку – разразилась эпидемия, вызвавшая падеж остатков представителей богатырской породы.
На этом история битюгов в России закончилась.
Воронежская упряжная лошадь как замена битюга
Но исчезновение битюгов как вида вовсе не говорит о том, что исчезли потребности в выносливых универсальных лошадях. Результатом попыток вывести вид, который мог бы с успехом заменить битюгов, стало появление Воронежской упряжной лошади.
Такое животное – нечто среднее между легкоупряжными лошадьми и тяжеловозами. В 40-х годах 20 века Воронежская упряжная впервые была представлена на выставке. Заводчикам удалось совместить в этих лошадях качества рысаков, битюгов и тяжелоупряжных, хотя наиболее ярко выраженными оказались качества именно рысаков.
Справка. Воронежскую упряжную лошадь можно характеризовать как выносливых и неприхотливых животных, обладающих немалой силой. Эта порода сохранилась до наших дней, и ученые до сих пор продолжают вести работы по повышению характеристик вида.
Заключение
Россия – страна со сложными климатическими условиями, исторически предрасположенная к большому количеству тяжелого физического труда. Поэтому нет ничего удивительного, что человек всегда стремился к созданию таких лошадей, как битюги, которые могли бы быть надежными, покладистыми и сильными помощниками.
Битюг русская порода тяжеловозных лошадей: фото, описание, история породы
История происхождения породы битюг:
Являясь потомком вывозных в Россию жеребцов крупных тяжеловозных пород : клейдесдалля, брабанта, а так же местных рабочих лошадей. Славилась изумительной выносливостью, неприхотливостью и грузоподъёмностью, имели мягкий спокойный нрав, а так же были весьма трудолюбивы. Битюги были лошадьми среднего роста, крепкого телосложения, спокойного темперамента и представляли собой тип транспортной и сельскохозяйственной лошади. Они были способны проходить 50—85 км в день с грузом в 800 кг и более. Битюги были созданы на основе местной лошади степного типа, в результате скрещивания с лошадьми различных типов и пород.
Одним из факторов, способствовавших их выведению были богатые пастбища, расположенные вдоль реки Битюга. В конце XIX века, с появлением спроса на более крупную и массивную лошадь, битюгов стали скрещивать с тяжеловозами, а позднее с рысаками, отчего эта порода потеряла свою однотипность. Однако ценность битюгов, особенно для сельского хозяйства, побудила крестьян поддерживать тип лошадей, близких к битюгу, и вскоре в Верхне-Хавском и других соседних с ним районах была создана лошадь, сходная с битюгом. По происхождению она представляла продукт воспроизводительного скрещивания помесей рысаков, тяжеловозов и старой битюгской лошади.
В 1936 году Тамбовская зональная опытная станция коневодства изучила массив местных лошадей Верхне-Хавского, Щученского и других районов. Учитывая, что фактически всё поголовье битюгов было утеряно во время Гражданской войны и восстановить эту породу уже было невозможно, а её рабочие качества были очень ценны, был разработан план племенной работы, предусматривающий совершенствования типа местной крупной упряжной лошади путем разведения помесей «в себе», прилития крови густого рысака, отбора по желательному типу и улучшенного воспитания молодняка. Одновременно было решено эту лошадь называть не битюгом, а воронежской упряжной. Под этим названием воронежская лошадь была показана на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке 1939 года. В 1938 году в районах с наиболее ценными воронежскими лошадьми был организован госплемрассадник, задачей которого являлось создание желательного типа укрупненной сельскохозяйственной лошади.
ЭКСТЕРЬЕР: Спина у них ровная, поясница хорошо выполнена, туловище длинное, с хорошо развитым длинным крупом, передние ноги прямо поставлены, копыта объемистые, плосковатые, но прочные, оброслость ног значительная. Из недостатков часто встречаются слабо выраженное запястье, сближенность скакательных суставов и саблистость задних ног.
Воронежские лошади обладают большой выносливостью и малой прихотливостью в отношении условий содержания и кормления.
Различают три типа воронежской упряжной лошади:
1. Первый. Восходящий по мужской линии родословной к тяжеловозным жеребцам, состоит из лошадей более массивных, с более длинным туловищем. По численности эта группа небольшая.
2. Второй. Состоит из несколько облегченных, но гармоничных лошадей, относящихся по прямой мужской линии к рысисто-битюгским жеребцам Ловчаку 1907 г.р. и его сыну Лорику, Замыслу, а также к рысистым жеребцам Кречету (неустановленного происхождения), Граду 1909 г.р, Ворону 1918 г.р, Раскату 1910 г.р. и Милорду. Большое положительное влияние оказала группа рысистых жеребцов густого типа: Кудесник 1914 г.р, Парубок, Кутила 1922 г.р. и сыновья Лужка 1908 г.р, использовавшиеся до 1934 года. Лучшими кобылами этой группы были кобылы с кровью жеребца Леля из линии Удалого, к которым относятся потомки Ловчего, и из линии Подарка через Раската.
3. Третий. Относятся потомки местных жеребцов (помеси неизвестного происхождения). Лошади этого типа занимают среднее положение, несколько грубоваты и нередко дисгармоничны.
Масти Битюгов:
Мышастая масть, бурая масть.
Рост Битюгов:
155 – 158 см (жеребцы),
150 – 155 см (кобылы).
Место выведения:
Россия: Ульяновская и Тамбовская области.
Использование:
Рабоче-пользовательское, тяжелоупряжное.
Распространение:
В настоящее время порода прекратила своё существование.
Лошади породы битюг
Битюг — это тяжеловозная порода лошадей. Селекцией этого вида занимались крестьяне и опытные коневоды, которым требовалось сильное и выносливое животное, способное выполнять самые тяжелые сельскохозяйственные работы. Кроме того, эти создания активно использовались в качестве гужевого транспорта и для верховой езды. Сейчас эта порода считается вымершей.
Происхождение
В дальнейшем данная порода была улучшена путем вливания крови рысистых орловских лошадей. При выведении породы коням предоставляли качественные корма, но при этом они должны быть выполнять тяжелую работу. Это поспособствовало получению необходимых характеристик. Свое название эти создания получили благодаря реке, протекающей в местности, где они были выведены. Разведение данных лошадей занимались не только фермерские хозяйства, но и конный Хреновский завод.
Характеристики породы
Битюги — лошади крупные. Они достигали в холке 178 см. Этих лошадей отличала широкая спина и грудь с хорошо развитой мускулатурой. Тело имело удлиненную форму. Ноги длинные. От копыт до колена они были обросшие густой длинной шерстью. Копыта крупные и крепкие.
Голова у лошадей была среднего размера. На носу имелась слабо выраженная горбинка. Шея у животного была относительно короткая и мясистая. У этих лошадей были большие глаза, окаймленные густыми ресницами. Битюг имел длинную гриву и хвост. Густая шерсть защищала животных даже от сильных морозов. Кроме того, она почти не промокала благодаря подшерстку. Наиболее часто встречались особи пегой, гнедой и серой масти.
Данных тяжеловозов отличила настильный шаг и быстрота хода. Животные могли преодолевать расстояния до 85 км, таща при этом груз до 800 кг. Рекордсмены могли сдвинуть груз до 3800 кг. Этих созданий отличали:
- спокойный нрав;
- выносливость;
- неприхотливость.
Эти создания могли содержаться в неутепленных хлевах. Их можно было кормить соломой, отрубями, жмыхом и другими низкосортными кормами. Прекрасные характеристики породы сделали ее крайне популярной. Ее активно использовали не только при проведении сельскохозяйственных работ, но и при перевозке тяжестей на большие расстояния. Расцвет породы пришелся на конец XVIII в.
Исчезновение породы
К концу XIX в. численность чистокровных особей стала критично малой. При этом началась механизация процесса получения сельскохозяйственной продукции и распашка лугов, что стало причиной ухудшения кормовой базы и снижения численности битюгов. Полному исчезновению лошадей поспособствовали экономические и политические потрясения.
В 1922 г. в Воронежской области была проведена попытка восстановления породы. Единичные чистокровные особи были переправлены на конезавод. Однако вспыхнувшая в 1925 г. эпидемия сапа привела к вымиранию этих лошадей. Сейчас битюгами ошибочно называют представителей других тяжеловозных пород.
Источники:
http://fermhelp.ru/bityug-poroda-loshadej/
http://kohuku.ru/porodi/tyajeloupryajnie/186-bityug-russkaya-poroda-tyazhelovoznyh-loshadey-foto-opisanie-istoriya-porody.html
http://loshadi.info/porody/bityug