Породы лошадей на Урале: обзор
Породы лошадей на Урале: обзор
Трех кровей. На Южном Урале выведут породу суперлошадей
В Верхнеуральском районе Челябинской области начался эксперимент по выведению особой породы лошадей. На одной из ферм пытаются скрестить башкирскую и якутскую породы с русским тяжеловозом. Делается это для того, чтобы получить коня высшей категории. Амбициозный проект южноуральских селекционеров уже подходит к завершению.
Трех кровей. На Южном Урале выведут породу суперлошадей
В Челябинской области многие хозяйства занимаются выведением и выращиванием конского поголовья. Однако в последнее время бытует мнение, что заниматься лошадьми невыгодно, поскольку такая отрасль животноводства приносит одни убытки. Южноуральские фермеры закрывают свои хозяйства, лошади идут на продажу и на мясокомбинаты. И все же в глубинке области зачастую разводят скакунов для души, не считаясь с затратами. А конные бега с традиционной для башкир аламан-байгой там уже становятся народным видом спорта.
Ибрагим Ахметгалеев, директор ООО «Предуралье»:
– В нашем хозяйстве сегодня 650 лошадей — в основном орловской, русской рысистых пород, а также американской верховой, в перспективе же планируем их поголовье увеличить до 2 тыс., а маточное стадо — до 800.
Родина башкирской породы — южные склоны Уральских гор. Эти лошади интересны в первую очередь тем, что они — ближайшие потомки тарпанов — азиатских диких лошадей, сейчас уже истребленных. Их нет даже в зоопарках. Тарпаны были небольшими по размеру, мышастой масти. Лошади башкирской породы обычно бывают соловыми или саврасыми, но в остальном очень напоминают своих предков.
В фермерском хозяйстве Ахметгалеева не только сохранили поголовье лошадей, но и решили улучшить башкирскую породу, скрестив ее с русским тяжеловозом. Поставили цель и вывели совершенно новых лошадей. Улучшив генофонд башкирской породы, скрестив ее представительниц с могучим русским тяжеловозом, получили выносливых, мощных лошадей.
В России существуют свои тяжеловесные породы лошадей: русский тяжеловоз, советский тяжеловоз, владимирский тяжеловоз. Эта порода формировалась на рубеже XIX–XX веков путем скрещивания упряжных лошадей и мелких тяжеловозных, которых вывозили из Бельгии. В большинстве своем бельгийские кони были дисгармоничного сложения. В России под действием отбора порода приобрела гармоничность сложения и хорошие экстерьерные формы.
Ибрагим Ахметгалеев, директор ООО «Предуралье»:
– Теперь их можно выращивать и на мясо, и на кумыс, не говоря о гужевом ресурсе. Но мы пошли еще дальше. Скрестили башкирско-русское потомство с неприхотливыми, выносливыми лошадьми якутской породы, которым любые морозы не страшны. Гибрид трех кровей взял лучшие качества своих прародителей, и новая порода, можно сказать, уже на подходе.
Якутская порода лошадей — самая северная в мире. Она единственная из пород лесного типа приспособлена к круглогодичному табунному содержанию. Некрупные (130–135 см в холке), с большой головой, короткой толстой шеей, длинным и массивным туловищем, широкой и часто карпообразной спиной и короткими прочными ногами якутские лошади прекрасно приспособлены к суровому северному климату.
Трех кровей. На Южном Урале выведут породу суперлошадей. Фото: olonkholand.ru
Людмила Овчинникова, завкафедрой генетики и разведения сельскохозяйственных животных Уральской государственной ветеринарной академии:
– Судя по тому, какие Ахметгалеев выбрал породы, результат должен получиться неплохим. Каждая из этих трех пород несет в себе ценные качества. Башкирская порода взяла в себя лучшие молочные качества. Русские тяжеловозы несут в себе мясные качества. Из этих двух пород получится отличная мясо-молочная порода. От якутской породы новый вид унаследует выносливость к морозам. Но для этого необходимо время. Не год и два, а, может, даже десятилетия. Чтобы получить настоящую породу, необходимо выбирать лучших жеребят с заданными качествами, не первого и второго поколения, а уже третьего и последующих поколений.
По словам Ибрагима Ахметгалеева, «Предуралье» считается племрепродуктором, а теперь добивается статуса племзавода по разведению лошадей.
Ибрагим Ахметгалеев, директор ООО «Предуралье»:
– Я считаю, выращивать лошадей на племя — очень выгодное дело. Сегодня у нас охотно покупают жеребят коневоды из многих регионов страны: Башкирии, Удмуртии, Мордовии и даже из Казахстана. Ежегодно мы реализуем 200–250 голов молодняка, а полуторагодовалый жеребенок в среднем стоит 45–50 тыс. рублей. Взрослая же племенная кобыла — 105 тысяч.
Так что в ближайшее время в Челябинской области появится совершенно новая порода суперлошадей. Для селекционной работы необходимы лишь финансовые вложения и более плодотворное сотрудничество с ведущими селекционерами региона.
Михаил Чукарев, выпускник ветеринарной академии:
– Я думаю, это глупая затея. С одной стороны, да, нужно что-то новое вводить и выводить. Но! Никто не отменял законы скрещивания и селекционной работы. В настоящее время большое количество таких экспериментов приводит к тому, что основные чистые линии пород мутируют, и мы, поэкспериментировав с этими скрещиваниями и получив после неудачные и негативные результаты, очухиваемся, а породу-то загубили, которую выводили и «очищали» сотни лет. Скорее всего, все это делается с коммерческой целью, чтобы увеличить массу в мясном эквиваленте. А в будущем, я считаю, эта селекционная работа ничего хорошего не даст.
А вот коневоды так не считают. В «Предуралье» намерены войти в федеральную программу развития коневодства, что позволит расширить масштабы племенного эксперимента, укрепить сотрудничество с учеными-селекционерами, а уж потом поставлять на лошадиный рынок жеребят с заранее заданными свойствами.
Южноуральский конезаводчик разводит лошадей, которые умеют находить корм под снегом
45-летний Андрей Сундырин почти полжизни провел с лошадьми. Сначала у него было три кобылы, на них деревенский парень распахивал землю и заготавливал сено. Со временем понял, что уж больно здорово получается общаться с лошадками. Те его понимают, слушаются. Сейчас уже опытный конезаводчик содержит самый большой табун тяжеловозов в регионе: более двухсот голов массивных скакунов, из которых 30 советских и 40 владимирских тяжеловозов — каждый весит под тонну. Его племенных жеребцов покупают люди из разных городов России и зарубежья. Причем, иногда для весьма неожиданных целей. Например, чтобы забросить мёртвого козла в котел.
Каждый день Андрей и шесть его наемных работников отпускают пару сотен кобыл и жеребцов на волю, чтобы те не застаивались в конюшне, а главное — прокормились. Конезаводчик говорит, зимой ничего не изменится: преимущество владимирских тяжеловозов в том, что они могут вольготно бродить по колено в сугробах и, как олени, искать кормежку под снегом.
— Другие породы не выпасти зимой, нужно заготавливать сено, а для такого огромного количества это нереально. Лошадей в основном покупают для разведения. Многие из них с родословной и документами. Берут, скажем, для скрещивания с башкирской: потомство получается более крупным, — рассказывает Андрей.
Но даже с такими “самостоятельными” конями хозяину приходилось непросто: с годами здоровье подкачало, вот и пришлось распродать полтабуна: из 440 осталось чуть больше 200. Первая лошадь из нынешнего табуна появилась у Андрея почти 20 лет назад: тогда он привез кобылку породы джабе из Казахстана. И понеслось. Он вместе с помощниками по собственному проекту построил между Кочкарем и Кабанкой (Пластовский район) конюшни, пробурил скважину, соорудил домики для рабочих. Так, на месте пустыря появилась ферма. Конезаводчик говорит, получилось прям как в поговорке “не было бы счастья да несчастье помогло”: в 1998 его сократили на работе в шахте. Тогда у Андрея не осталось сомнений: надо заниматься тем, что по-настоящему нравится. Тем более трех тяжеловозов мужчина и так держал: техникой тогда мог похвастаться не каждый, вот Андрей и пахал огород по-старинке, да так прикипел к лошадям, что впоследствии они стали главным делом его жизни.
У заводчика все кони-тяжеловозы красавцы как на подбор: высотой под 1,8 метров, а весит каждый целую тонну, да и экстерьер впечатляет: мускулистые животные еще и красивы — “лошадка мохноногая” — это как раз про них. Неудивительно, что элитных скакунов разбирают для разведения, хотя и стоят они недешево: от 300 тысяч до миллиона за эдакого великана. Впрочем, некоторые приобретают тяжеловозов не только для разведения. Например, в люди из Таджикистана купили коня, чтобы использовать в старинной национальной игре — козлодрании.
— Это такая популярная игра: нужно мертвого козла забросить в котел раньше соперников, причем участники делают это верхом на коне. Тяжеловоза, видимо, взяли, потому что он сильный и выносливый, — пояснил Андрей.
Обычно коней после выпаса выслеживают по следам, если они вдруг ускакали из поля зрения. Но случаев пропаж за пару десятилетий не было. Привязанность Андрея и лошадей взаимна, так что если он и “отпустит вожжи”, животные все равно придут домой.
Породы лошадей на Урале
В основном все породы лошадей можно разделить на несколько видов, а именно:
- животные для верховой езды или участия в различных соревнованиях;
- пони;
- верхо-вьючные;
- тяжеловозы.
Из вышеперечисленных видов и вытекают все существующие породы лошадей. В данной статье мы рассмотрим самые распространенные виды лошадей, которых интенсивно разводят на южном Урале.
Тяжеловозная русская порода
В связи с интенсивным развитием сельского хозяйства в России, понадобились лошади, которые могут выполнять тяжелую физическую нагрузку. Тяжеловозные лошади отлично справляются с транспортировкой больших грузов и вспахивают поля. Несмотря на их мощь, они довольно невысокие животные с высотой в холке до 150 сантиметров. У данного вида очень развита мускулатура и проявляется внушительный рельеф. Эти лошади очень выносливы, подвижны и обладают большой силой. Представители этой породы способны преодолеть расстояние в два километра с грузом до двух тонн. К основным характеристикам можно отнести следующие показатели:
- весь вид имеет темно-рыжий окрас;
- очень красивый экстерьер;
- высокая плодовитость;
- гармоничный склад всего туловища.
Еще одной разновидностью тяжеловесов является советская порода лошадей. Это очень крупные и мускулистые животные с высотой холки до 170 сантиметров. Корпус туловища растянут, красивые и правильно поставленные ноги. Этот вид самый крупный из всех существующих в России. Такие породы разводят исключительно для полевых работ и передвижения больших грузов. Но тяжеловозы стали незаменимы в скрещивании с другими породами мясных и молочных направлений, для увеличения живого веса и быстрого развития молодняка. Советские кобылы отличаются самой большой молочной производительностью.
Чистокровные верховые лошади
Главное предназначение этих лошадей – это участие в специальных соревнованиях и скачках на ипподромах. Наши породы верховых могут достойно конкурировать и даже превосходить многие европейские виды. Характеристики следующие:
- высота холки до 165 сантиметров;
- высокая резвость;
- безупречно развиты конечности;
- плотная и сильная мускулатура;
- сухая конституция;
- способность развить скорость до 70 километров в час.
Верховой вид лошади является одним из самых дорогих.
Арабская порода
Наверное, это самая красивая лошадь из всех существующих пород в нашей стране. Эти животные популярны не только в России, но и во всем мире. Их разводят как для декоративных целей, так и для спортивных состязаний. Также их спаривают с более крупными лошадьми, чтобы у молодняка был более гармоничный экстерьер и улучшенная крепость. К основным особенностям этой породы относятся следующие показатели:
- гармонично развитое тело, даже, можно сказать изысканное;
- прочные и правильно поставленные и хорошо развитые конечности;
- высота холки 150 сантиметров;
- отлично развита мускулатура;
- невероятная выносливость.
С целью эксперимента, на такой лошади человек преодолел дистанцию более двух тысяч километров всего за восемнадцать дней.
Ахалтекинские лошади
Эта самая древняя порода во всем мире. Таких животных часто используют в спортивных предназначениях. Относительно выносливости этой породе нет равных. Лошадь может выдержать температуру более 50 градусов летом. При отсутствии еды, может длительное время сохранять свои физические возможности, а также без воды они выдерживают больше чем все остальные виды. Это непревзойденные прыгуны. Они могут преодолеть более двух метров в высоту и почти девять в длину. Рост у них средний до 160 сантиметров в холке. Масть очень разнообразна, можно встретить буланую или соловую масть также серебряные или золотистые оттенки.
Характер у таких животных довольно темпераментный, они буйные, резвые и всегда готовы трудиться. Самое интересное то, что они всегда привязаны к своему хозяину. Благодаря своим возможностям и экзотической внешности эти породы лошадей очень популярны во многих странах.
Терская порода
Эта самая молодая лошадь из всех существующих. Она была выведена только в конце прошлого века. Это универсальные породы лошадей, которые применяются во многих отраслях, начиная от полевых работ и заканчивая выступлениями в цирке. Многим интересно, какие же достоинства есть у такой лошади. Этот вид унаследовал много преимуществ различных пород, а именно:
- красивые формы и хороший темперамент;
- крепкая конституция и развитая мускулатура;
- неприхотливость в содержании;
- умение приспосабливаться к разным климатическим условиям;
- высокая резвость.
Рост в холке составляет до 158 сантиметров. Эта лошадь обладает нарядным и красивым экстерьером, а также включает в себя много внешних особенностей верховых пород. Масть смешена из белых и серых тонов.
Источники:
http://konevodstvo.su/news/item/f00/s02/n0000276/
http://hornews.com/history/vlad_tyajelovozy_ferma/
http://onfermer.ru/loshadi/porody-loshadej-na-urale/