Порода лошадей литовский тяжеловоз: описание

0

Порода лошадей литовский тяжеловоз: описание

Порода лошадей литовский тяжеловоз: описание

Русская тяжеловозная

Порода выведена в конце прошлого столетия в хозяйствах России и Украины путем сложного воспроизводительного скрещивания, отбора и подбора в условиях умеренного кормления и сельскохозяйственного использования. В выведении породы принимали участие местные лошади Украины, горные ардены и другие тяжеловозные породы (першероны, крупные бельгийские тяжеловозы и др.), а также орловский рысак и некоторые верховые породы.

Русские тяжеловозы относятся к группе некрупных тяжеловозов и отличаются меньшими размерами, имея характерный тип телосложения для тяжеловозных пород. Лошади характеризуются отлично выраженными упряжными качествами, экономичны в содержании и неприхотливы к корму, отличаются долголетием, высокой плодовитостью, скороспелостью, добронравны и энергичны.

Лошади породы имеют удлиненный формат; глубокую и широкую грудь; голова средняя и широкая во лбу; шея короткая и массивная; холка низкая; спина длинная и широкая; круп длинный, свислый и раздвоенный. Конечности передние короткие, но широко поставлены, встречается запавшее запястье; задние – поставлены правильно, щетки малые, копыта небольшие, рог прочный.

Основные масти – рыжая (50,4 %), рыже- гнедая (12 %), рыже- чалая (17,3 %) и совсем редко гнедая.

Основные промеры для жеребцов, см: высота в холке 150, косая длина туловища 158,2; обхват груди 192,5; обхват пясти 21,8; кобыл соответственно 149.6; 159; 192; 21,2.

В породе выделено два внутрипородных типа: уральский- более крупный и украинский- менее крупный. Ведущими и перспективными линиями в породе являются: Лазутчика, Коварного, Капитэна, Свиста, Паденщика и Горностая. Имеются также семейства: 026 Булки, 144 Норки, 1611 Салфетки, 0348 Кулиги, 0340 Кристальной.

Лошади русской тяжеловозной породы установили рекорды: на доставку груза рысью с силой тяги 50 кг (в повозке с грузом 1,5 т) на дистанции 2 км- 5 мин 20,5 сек; на 2 км шагом с силой тяги 150 кг (с грузом 4,5 т)- 13 мин; тяговую выносливость по пройденному расстоянию с силой тяги 300 кг (с грузом 9 т)- 1091,6 м.

Русская тяжеловозная порода разводится в 120- м Мстиславском конном заводе Могилевской области, который организован в 1930 году. В настоящее время Мстиславский конный завод является крупным многоотраслевым хозяйством. Селекция с лошадьми ведется на основе плана племенной работы.

Советский тяжеловоз

Потребность развивающейся промышленности и роста городов России вынуждали разводить крупных лошадей для транспортных работ. Помесные лошади от западных тяжеловозов изменили свою наследственную основу под влиянием новых более суровых климатических и хозяйственных условий содержания, выращивания и кормления молодняка. Они преобразовались в новый тип крупного тяжеловоза, отличавшийся более сухой конституцией, лучшими движениями, большей выносливостью и меньшим ростам, в отличии от бельгийских тяжеловозов. Новую породу советского тяжеловоза утвердила в 1952 году.

Конституция советских тяжеловозов, хотя и суше брабансонов, но все же рыхлая и сырая. Лошади имеют среднего размера голову и шею; холка низкая; грудная клетка широкая, средней глубины; спина короткая и широкая; очень широкий раздвоенный круп; передние ноги часто косолапы, задние нередко саблисты и сближены в скакательных суставах.

Читать еще:  Самая быстрая порода лошадей в мире

Масть лошадей рыжая (65 %), иногда со светлой гривой и хвостом, рыже- чалая (13 %), гнедая (11 %), гнедо- чалая. Вороная и реже серая.

Промеры жеребцов, см: высота в холке 161,5; косая длина туловища 167,2; обхват груди 206,6 и обхват пясти 24; промеры кобыл соответственно меньше.

В породе сформированы ценные линии: 50 Боже, Жасмина, 171 Жонгдера, 807 Оризона, 466 Эмигранта, 284 Ковбоя, Омуля, Режима и другие. Из семейств считаются лучшими: Зузули, Буянки, Бонапартки, Рулетки, Вьюги.

Представители породы ценятся за выдающуюся силу. В испытаниях на максимальную грузоподъемность на Тамбовском ипподроме 6- летний жеребец Форс, 1951 г.р., перевез груз в 23 т на расстояние 35 м.

Племенным разведением породы занимаются Починковский, Перевозский и Мордовский конные заводы России, а также племенные фермы Ярославской, Тамбовской, Нижегородской, Владимирской областей.

Литовская тяжелоупряжная порода

Порода выведена путем сложного скрещивания местных жмудских лошадей с лошадьми тяжеловозных пород, преимущественно с арденами из Швеции. Важную роль в создании породы сыграли Нямунская, Вильнюсская,Судавская государственные конюшни и племенные рассадники. Порода утверждена в 1963 г.

Лошади литовской тяжелоупряжной породы имеют крепкую конституцию, мощного сложения, спокойного уравновешенного темперамента. Жеребцы- производители имеют высоту в холке -157,2; косую длину туловища -164,2; обхват груди -199,2 и обхват пясти -24 см.

Масть в основном рыжая, часть со светлой гривой и хвостом, гнедая, бурая и рыже-чалая, реже соловая.

Литовские тяжеловозы имеют очень высокую работоспособность, отличаются крепким здоровьем и долголетием, имеют хорошие воспроизводительные качества. Жеребец Арас в возрасте 9 лет на испытаниях с силой тяги 150 кг провез шагом повозку с грузом 4,5 т на расстоянии 2 км за 13 мин 20 с.

В породе имеется 9 линий и 13 семейств. Лошадей породы широко используют как рабочепользовательных животных и для улучшения местного конского поголовья в РФ, на Украине и в РБ, а также для убоя на мясо.

Литовский тяжеловоз

Порода лошадей литовский тяжеловоз выведена в период с середины 19 до начала 20 столетия. Её предками являются жмудские кони, населявшие территорию современной Литвы. В довоенное время эти животные были незаменимыми помощниками сельских жителей. Порода используется и сейчас для транспортировки грузов и на поле.

Порода лошадей литовский тяжеловоз

Происхождение

Упоминания о сильных и выносливых аборигенных лошадях Литвы встречаются в документах, датированных 16 веком. Жмудские кони были хорошо приспособлены к местной кормовой базе и климату. Крестьяне использовали их как верных помощников.

Читать еще:  Порода лошадей морган: происхождение, описание, использование

В 19 столетии стало стремительно развиваться земледелие, возросла потребность в тягловой силе. Правительство Литвы вняло просьбам местных жителей о том, чтобы создать собственную породу сильных лошадей, которые могли бы легко перевозить грузы и пахать землю. Местные жеребцы и кобылы хоть и были выносливыми, но оказались мелковаты для такой масштабной работы.

Для селекции использовали местных кобыл, жеребцов шведских арденов и русских тяжеловозов. На протяжении 20 лет литовские селекционеры в Вильнюсе разводили помесных потомков, пока не добились закрепления хороших признаков. Работа завершилась в 1940 году. Её результат превзошёл ожидания.

Великая отечественная война не прошла бесследно для новой породы. Часть поголовья использовали для армейских нужд. К счастью, племенные жеребцы уцелели, и селекционерам удалось восстановить популяцию. В 1963 году литовский тяжеловоз был зарегистрирован официально. Сегодня тяжелоупряжная лошадь литовского происхождения распространена в России и странах Европы.

Экстерьер

Литовский тяжеловоз отличается грубоватыми формами и невысоким ростом – 1,5–1,55 м. Чаще всего он представлен в рыжей или гнедой масти. Характерные особенности экстерьера:

  • непропорциональное телосложение – голова и шея очень большие по сравнению с туловищем;
  • слегка горбоносый профиль;
  • глаза выразительные, добрые;
  • холка хорошо выражена, шея немного изогнутая;
  • корпус мускулистый;
  • линия спины с глубоким прогибом;
  • грудная клетка массивная, широкая;
  • круп аккуратный с низкой постановкой хвоста;
  • ноги сильные, для задних конечностей характерна саблистость;
  • пышная грива и густой хвост.

Внешность литовского тяжеловоза

Характер и достоинства породы

Тяжелоупряжная лошадь литовского происхождения обладает добрым и покладистым характером. Она послушна и трудолюбива, за что её и ценят на родине. В сёлах этих животных используют и для прогулки в седле, чему они вовсе не противятся.

Несмотря на неказистый внешний облик, лошадь литовский тяжеловоз заслужила хорошую репутацию. Она отличается крепким здоровьем и высокой трудоспособностью. Животные сильны и выносливы, неприхотливы к условиям содержания, непривередливы к кормам.

Внимание! Кобылы этой породы показывают неплохую плодовитость – 80–90%.

Применение лошадей

Сегодня литовский тяжеловоз по-прежнему используется в сельской местности. Местные жители держат лошадей как помощников в нелёгком труде – на полевых работах, для перевозки сена и кормов. В странах ближнего зарубежья литовская тяжелоупряжная порода тоже пользуется спросом.

С развитием технического прогресса упряжные кони не столь востребованы, как в довоенное время. Теперь тяжёлую работу выполняют машины. Зачастую лошадей используют для получения мяса.

Литовский тяжеловоз не может похвастать красивой внешностью, но он обладает рядом других достоинств – силой, выносливостью, неприхотливостью и покладистым характером. Такую лошадь легко содержать, поэтому она до сих пор популярна в Литве и других странах.

Литовский тяжеловоз

Литовский тяжеловоз (Lithuanian heavy draught) – тяжелоупряжная порода, выведенная в Литве. В качестве самостоятельной утверждена в 1963 году. При выведении было применено сложное скрещивание (поглотительное и воспроизводительное) местных жмудских лошадей с производителями тяжеловозных пород, преимущественно со шведскими орденами. Популярность тяжеловозов быстро росла и уже в 1964 году было зарегистрировано более 62000 лошадей, экспортированных в Финляндию, Швецию, Эстонию, Латвию и Германию.

Читать еще:  Фризская лошадь: описание породы, особенности содержания, рацион лошадей

При отборе на племя предпочитали лошадей с хорошими движениями, сильных и выносливых на сельскохозяйственных работах, неприхотливых к кормам и условиям пастбищного содержания. Важную роль в совершенствовании местного поголовья сыграли Нямунская, Жагарская, Гудавская и Вильнюсская государственные заводские конюшни, а также Кедайняйский и Таурагский племенные рассадники.

Первая племенная книга была создана в 1948 г., а закрыта в 1996 г.

Литовские тяжеловозы мощного сложения: у них крупная голова с прямым профилем; мускулистая короткая шея; средняя по высоте и длине холка; широкая, ровная спина; грудь широкая, глубокая и мускулистая; крепкая поясница; круп широкий, длинный и мускулистый; круп четко разделен из-за выраженных ягодичных мышц; конечности короткие, крепкие, правильно поставленные с прочными суставами и хорошо сформированными копытами; шерсть длинная, грубая, плотная.

Темперамент у литовских тяжелоупряжных уравновешенный, спокойный, лошади просты в обращении. В отличие от других тяжелых пород, характеризуется очень подвижной походкой.

Промеры жеребцов-производителей, записанных в IV том Государственной книги, следующие, см: высота в холке – 157,2, длина туловища 164,2, обхват груди – 199,2, обхват пясти – 24,0; живая масса – 700 кг. Промеры кобыл соответственно 153,7-162,4-191,9-22,5; живая масса – 646 кг.

Основные масти – рыжая, часто со светлой челкой, гривой и хвостом; бурая, гнедая и рыже-чалая.

Рабочие качества лошадей очень высокие. Наиболее развит шаговый аллюр. Так, жеребец Арас в возрасте 9 лет на специальных испытаниях провез шагом повозку с грузом массой 4,5 т на расстояние 2 км за 13 мин 20 с. Литовские тяжеловозы отличаются крепким здоровьем и долголетием. Многие из них сохраняют воспроизводительные способности до 20 лет и старше. Кобылы молочны, хорошо выкармливают жеребят. Лактация длится в среднем 210 дней.

В настоящее время литовские тяжеловозы используются в сельском хозяйстве, на лесохозяйственных работах, для производства мяса и молока, работают в национальных парках и т. д. Благодаря своим ценным характеристикам и хорошей акклиматизации литовских тяжеловозов использовали, как улучшателей местного конского поголовья во многих областях Российской федерации, на Украине и в Белоруссии. В Алтайском крае они являются селекционным материалом при выведении новой породы лошадей мясомолочного направления продуктивности.

Сегодня в породе выделяют девять линий. Численность литовских тяжеловозов в 1980-х годах начала сокращаться, и в настоящее время насчитывается менее 1000 голов.

Источники:

http://studbooks.net/1389069/agropromyshlennost/russkaya_tyazhelovoznaya
http://fermhelp.ru/litovskij-tyazhelovoz/
http://zooclub.ru/loshadi/porody-loshadey/litovskiy-tyazhelovoz.shtml

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии