Бельгийская порода лошадей брабансон
Бельгийская порода лошадей брабансон
Порода лошадей брабансон
Порода лошадей брабансон имеет бельгийское происхождение и относится к тяжелоупряжным разновидностям. Для своей страны она стала предметом гордости и народным достоянием. С течением времени кони претерпели множество изменений в облике, так как требования к ним постоянно менялись.
Происхождение породы
Предками брабансонов считаются ардены и фландрские лошади. Они когда-то обитали на территории границы современной Бельгии и Франции и отличались невысоким ростом, крепкой конституцией, неистовой силой и выносливостью. Именно такие кони нужны были рыцарям в те времена.
Древние потомки современных брабансонов имели невысокий рост, до 140 см в холке, но были способны долго нести на себе тяжёлого всадника. Животные не проявляли страха и легко преодолевали препятствия на пути.
Когда рыцарские времена остались позади, кони по-прежнему использовались в войнах, только теперь они перевозили на себе артиллерию. В 18–19 столетиях, когда активно развивалось сельское хозяйство, возникла необходимость в помощниках, способных без устали трудиться на полях и перевозить грузы. Тогда тяжеловозов разводили в бельгийской провинции Брабант, а также во Фландрии.
К концу 19 века приняли решение улучшить породу, так как с течением времени она претерпела изменения в генотипе. В Бельгии создали специальную организацию, которая занималась контролем селекции брабансонов. С этого момента регулярно проводились выставки лучших представителей породной линии и велась племенная книга.
Во времена Первой и Второй мировых войн порода пришла в упадок, разведению лошадей тогда уделялось мало внимания, однако племенное поголовье удалось сохранить. Сегодня брабансоны находятся под охраной и считаются народным достоянием Бельгии.
Бельгийские рабочие лошади повлияли на развитие пород:
- шайр;
- клейдесдаль;
- нидерландский тяжеловоз;
- русская тяжелоупряжная лошадь;
- советский тяжеловоз;
- муракози.
Экстерьер
Брабансоны – невысокие лошади с крепким костяком. Высота в холке тяжеловоза составляет 156–165 см. В отличие от иных пород, созданных для использования в тяжёлой упряжи, эти лошади имеют сухие и жилистые конечности с крупными суставами. На нижней части ног имеются пышные щётки. Копыта достаточно широкие и массивные.
Брабансоны – невысокие лошади с крепким костяком
Голова у брабансонов некрупная. Лобная часть широкая, а профиль слегка горбоносый. Ушные раковины компактные, подвижные. Шея широкая и мощная, плавно переходящая в округлую глубокую грудную клетку, обхват которой превышает 2 метра. Линия спины у лошадей прямая, крестец широкий и упругий. Круп слегка раздвоенный, на нём хорошо просматривается рельеф мышц. К окрасу не предъявляются высокие требования, в породе встречаются чалые, гнедые, рыжие, вороные и серые кони.
Внимание! Вес взрослого жеребца породы бельгийский тяжеловоз достигает 800–1000 кг.
Характер
Несмотря на богатырский вид, бельгийские тяжеловозы являются добронравными животными. Они умны и покорны. Эти лошади ценятся не только за свои рабочие качества и покладистость, но и за неприхотливость к условиям содержания и кормовой базе.
Ещё одно достоинство породы – крепкий иммунитет. Средняя продолжительность жизни брабансонов составляет 28 лет. Кобыл можно использовать для продолжения рода вплоть до 20–22 лет. К работе молодняк привлекают в возрасте 2 года. После 3 лет жеребцы становятся производителями.
Использование породы сегодня
Современные брабансоны не участвуют в войнах, но это не значит, что в их силе больше не нуждаются. Сельские жители продолжают использовать мощных коней для работ на поле и перевозки грузов в местности с неровным рельефом. Лошади возят лес, стройматериалы, фураж, корма для животных.
Помощь лошади необходима там, где не проедет техника, например в гористой местности. Брабансоны используются также для пастьбы овец. Бельгийские тяжеловозы участвуют в карнавальных шествиях в упряжках.
Бельгийские тяжеловозы участвуют в карнавальных шествиях
В конце 19 столетия, когда жеребец Бриллиант одержал победу на Международном чемпионате в Париже, спрос на брабансонов сильно возрос. Лошадьми заинтересовались во многих европейских странах. Представители породы бельгийский тяжеловоз распространились во Францию, Германию и Швецию.
Лошади брабансон, носившие на себе рыцарей во времена Крестовых походов, объявлены национальным достоянием Бельгии. Они оказали огромное влияние на развитие других тяжелоупряжных породных линий. Их кровь течёт даже в жилах шайров, лошадей, считающихся самыми крупными в мире.
Брабансон (бельгийская тяжеловозная порода лошадей): фото, описание, история происхождения
Брабансонская порода, представляя собой промежуточный тип между фламандскими и арденскими лошадьми, оказалась наиболее отвечающей современным требованиям, предъявляемым к рабочим лошадям в государствах с развитой индустрией, и к настоящему времени получила исключительно широкое распространение по всей Бельгии под названием бельгийской рабочей лошади, или бельгийского тяжеловоза.
Таким образом, Бельгия имеет в настоящее время один тип тяжелой лошади, очень однообразный по характерному для него складу и различающийся лишь по росту и весу (рис. 52). Рост взрослой бельгийской лошади колеблется между 156 и 168 см в холке. Бельгийцы не стремятся к получению очень высоких лошадей. Знаменитый бельгийский жеребец «Рев-д’0р», признанный на международной выставке в Париже в 1900 г. всемирным чемпионом, имел рост в холке 164 см.
Бельгийский тяжеловоз обладает сбитым могучим телосложением, выполненностью форм, сухостью ног, выгодно отличающими его от английских тяжеловозов. Туловище его глубокое, мускулатура могучая, костяк массивный и в то же время плотный и крепкий, грудная клетка солидных размеров, ребра округлые, круп широкий, округлый, раздвоенный, спина и поясница короткие. Наблюдаемая у прежних бельгийцев провислость спины теперь устранена. Скакательные суставы и запястья широкие, как бы выточенные, конечности сухие с небольшими щетками и хорошим крепким копытом. Наследственные костные недостатки, как то: курба, шпат, пипгак, почти не встречаются. Обхват запястья в среднем 41 см, пясти 25 см, а скакательного сустава 52 см.
Шея толстая и короткая, высоко поставленная, в верхней части имеющая большее развитие и более закругленный профиль, чем у других тяжеловозов. Голова, сравнительно с могучим туловищем, легкая, слегка лишь горбатая, с хорошо развитым плоским лбом. Масть преобладает светло-гнедая и рыжая, реже вороная и очень редко встречаются животные серой масти.
Бельгийский тяжеловоз отличается скороспелостью. Выездку жеребят в Бельгии начинают с 20 месяцев, и с 2 лет лошади выполняют обычную работу, в то время как тяжеловозы других пород в тяжелую работу идут лишь с 3 лет. Продолжительность жизни, работоспособность и заводская деятельность бельгийской лошади довольно значительные. По данным проф. Лейдера жеребцы несут племенную службу до 22 лет и более, покрывая нередко до 120 и даже до 150 маток при 5—8-месячных случных периодах. Бельгийские лошади имеют развязный шаг и могут бежать энергичной непринужденной рысью. Животные нетребовательны к корму и уходу и не склонны к простуде. Они отличаются спокойным нравом. Матки плодовиты; по сообщению проф. Лейдера в Бельгии 75—80% покрытых кобыл приносят жеребят.
Отсутствие изнеженности у бельгийских лошадей объясняется соответствующими условиями их содержания в Бельгии. Матки нередко идут в случку на 9-й день после выжеребки. Как правило, после жеребенья кобылы остаются без работы около 10 дней и после этого к жеребенку подпускаются в стойло сначала 4—5 раз, а затем все реже до окончательного отлучения жеребят в возрасте от 3 до 6 месяцев. Сосуны, начиная с 35—40 дней, постепенно приучаются к отрубям и дробленому овсу. Отъемыши до глубокой осени пасутся на искусственных пастбищах, отличающихся богатой растительностью, и подкормки концентрированным кормом обычно не получают. Матки все свободное от работ время также проводят на пастбище, что благотворно отражается на их здоровье, работоспособности и предупреждает изнеженность.
Жеребят, не пригодных для племенных целей, кастрируют в возрасте около одного года. Принятое в Бельгии укорачивание хвостов у лошадей производится у жеребят в возрасте нескольких недель.
Бельгийская лошадь, принадлежа к одной из старейших групп, образовалась на территории современной Бельгии из первичных доисторических лесных лошадей (Кулешов).
Полезные качества бельгийских лошадей известны были с давних пор, еще со времен Юлия Цезаря. В течение продолжительного своего исторического развития бельгийская лошадь подвергалась значительным изменениям в зависимости от изменявшихся требований к ней в разные времена. В средние века, во времена рыцарства, наиболее ценилась бельгийская лошадь с тяжелыми формами и крепким сложением, так как такая лошадь была весьма пригодна для того, чтобы возить тяжело вооруженного и закованного в тяжелые латы рыцаря.
С изобретением пороха (XV век) способы и средства войны резко изменились и нужда в тяжелой лошади отпала. На смену ей потребовалась для военных целей лошадь более легкая и подвижная, для чего производилось скрещивание с арабскими и другими восточными лошадьми. Крестьяне же для сельскохозяйственных работ стремились иметь более тяжелых лошадей. Последние особенно стали цениться и распространяться по мере развития промышленности и усиления товарооборота и также устройства шоссейных дорог.
В связи с усилившимися требованиями на лошадь крупную и массивную, способную перевозить большой груз, подбор племенных животных шел в определенном направлении. Практиковавшееся ранее бессистемное скрещивание было прекращено, и с начала 90-х годов Бельгия встала на твердый путь улучшения своих лошадей исключительно путем разведения в себе. В 1885 г. возникло Общество по улучшению бельгийской лошади, которое поставило себе задачей уничтожить провинциальные разветвления пород и достигнуть однообразного типа лошади, приняв за образец брабансонскую породу. В 1891 г. обществом издан был единый студбук для всех бельгийских лошадей и в 1900 г, он был закрыт, т. е. в него не принимались лошади, родители которых не были записаны в студбук ранее. К 1914 г. уже в нем было зарегистрировано 58 298 жеребцов и 80 199 кобыл. Большое значение для коннозаводства и улучшения пород бельгийских лошадей имели ежегодно устраиваемые выставки рабочих лошадей в Брюсселе, привлекавшие очень большое количество племенных животных и сопровождавшиеся их экспертизой и присуждением премий. Уже с 1900 г. на эту главную выставку стали допускаться лишь те лошади, которые записаны в племенную книгу (студбук).
Наиболее ценными считаются линии знаменитых жеребцов «Оранжа I», правнуками которого являются «Рев-д’0р» — чемпион мира, и знаменитый «Индижен-дю Фосто»; «Альбиона-д’0р» и др. Среди лучших производителей последнего времени, давших в потомстве наибольшее количество премированных, первое место занимает «Авенир д’Эрз» и его сыновья. На национальной бельгийской выставке лошадей в Брюсселе в 1933 г. сын «Авенира д’Эрза» «д’Анти» 4 лет и дочь его «Астрид Пандур» оказались победителями, получив первые призы.
Высокополезные качества бельгийских лошадей создали им громадную популярность за пределами родины. Ежегодно около 25—30 тысяч лошадей экспортируются в разные страны — в Германию, Францию, Швецию и др., причем около 75% довоенного экспорта падало на Германию. В последней так называемая «Рейнская рабочая лошадь» представляет собою почти не измененного бельгийского тяжеловоза.
Что касается распространения бельгийских лошадей у нас, то в прежнее время к нам ввозились главным образом горные ардены, преимущественно в районы нечерноземной полосы. В центральные же районы и на Украину, где крестьянами разводится наиболее крупная товарная лошадь, шли по преимуществу брабансоны (рис. 53). По данным Наркомзема, с явными признаками бельгийской породы имеется в РСФСР до 20 000 лошадей. Среди крестьян ардены пользовались большой популярностью как хорошие улучшатели мелкой крестьянской лошади, придавая последней массивность форм и увеличивая силу тяги. Ардены сохранились до сих пор на некоторых наших госконзаводах, как, например, Уральском, где имеется около 50 арденских маток, Новоалександровском (УССР) и некоторых других. Арденские матки на них обычно не превышают 150 см в холке при обхвате в груди около 183 см, а в пясти 20—21 см. На всех этих заводах Наркомзем, учитывая потребность в более крепком бельгийце для образования более массивной полукровной рабочей лошади для транспорта и сельского хозяйства, ведет работу по укрупнению существующего типа путем соответствующего подбора производителей.
Основным рассадником брабансонов является Починковский госконзавод в Горьковском крае, имеющий штат в бельгийском отделении в 80 маток, а также бельгийцы имеются на ряде заводов в Западной, Ивановской, Московской, Курской и Воронежской областях, а также в УССР (И. Александровский завод).
В последние годы удалось пополнить состав Починковского завода несколькими заграничными ценными жеребцами и матками.
Стандарты выводных премированных в Бельгии производителей значительно выше:
На будущее время предположено увеличивать на конезаводах количество бельгийцев как наиболее ценных рабочих лошадей для промышленных и городских центров, отказываясь постепенно от разведения английских тяжеловозов.
При скрещивании с крестьянскими простыми матками бельгийцы стойко передают потомству свои качества, давая крупных, сильных, пропорционально сложенных метисов рабочего типа. Планом районирования бельгийская лошадь признана основным улучшателем рабочих лошадей на большой территории. В северной части УССР, центральной и западной части БССР, юго-зап. части Западной и Ленинградской областей и в горных районах Уральского хребта — будут применяться несколько более мелкие бельгийцы, а в Ивановской, Курской, Воронежской областях, Мордовской АССР, а также в западной части Горьковского края, в Татреспублике и в центральной части Западносибирского края — более крупные бельгийские лошади.
Бельгийская порода лошадей брабансон
Бельгийский тяжеловоз – не только одна из самых нарядных пород, но и одна из самых популярных рабочих пород в Европе.
Бельгийская рабочая лошадь – одна из самых красивых и заслуживших своё место в истории тяжёлых лошадей в мире, древняя бельгийская рабочая порода тесно связана с Арденами. В середине века её называли фландской лошадью, и она сыграла большую роль в выведении нескольких знаменитых пород тяжеловозов, включая шайров, суффольк-панчей и особенно клейдесдалей. В наши дни бельгийских рабочих часто называют брабансонами по названию местности в Центральной Бельгии, где их разводят.
За долгие годы селекционеры с помощью строгого отбора и близкородственного размножения довели эту породу до совершенства. Короткая шея, мощные плечи, короткие ноги, объёмный корпус и мощный круп в сочетании с самым добронравным из темпераментов составляют гармоничный образец идеальной тяжёлой лошади для работы на земле, и нет более прекрасного зрелища, чем наблюдать за парой этих великолепных животных, запряжённых в повозку с пивными бочками.
Несмотря на повсеместную механизацию, эти смирные гиганты, славящиеся своим спокойным нравом и трудолюбивостью, до сих пор довольно часто встречаются во многих районах Бельгии и ценятся в Северной Америке.
Бельгийские рабочие лошади имеют высоту в холке 168-173 см. Масть преимущественно рыже-чалая с чёрными конечностями, рыжая или соловая. Также встречается гнедая, саврасая и серая.
Самая распространенная масть – чалая, особенно в «винной» версии, но встречаются также рыжая и гнедая. В брабансоне можно увидеть также буланую, соловую и серую. У светлых лошадей (чалая, соловая и буланая) на ногах имеются чулки из длинного, темного волоса.
Голова не очень большая пропорционально общему объему, выразительная, довольно продолговатая, с широким лбом, прямым или слегка приплюснутым профилем; ганаши мускулистые и выступающие, уши прямые, маленькие и широко расставленные, глаза тоже маленькие, мягкие и выразительные, с выпуклыми орбитами, губы толстые и мясистые, ноздри широкие. Шея сильная, короткая и крепкая, широкая в основании, дугообразная, хорошо поставленная. Спина мощная, мускулистая, длинная.
Холка низкая и широкая, спинопоясничная линия короткая, спина часто прогнувшаяся, поясница широкая, короткая и солидная. Круп очень развитый, закругленный и двойной, с хорошей постановкой хвоста. Грудь развернутая и массивная, живот широкий и глубокий, с широкими, закругленными ребрами.
Ноги довольно короткие, с широкой, крепкой артикуляцией, обладают большой выносливостью: предплечья мускулистые и могучие, пясти широкие в диаметре и крепкие; скакательные суставы толстые и широкие, с хорошим углом сгиба, сухожилия плотные и сухопарые. Бабки короткие и покрытые, как и путовые суставы, пышными челками. Копыта большие, круглой формы, немного плоские, с рогом светлого оттенка, довольно хрупким.
Провинция Намур, холмистая местность, по которой протекает Моза и несколько ее притоков (Самбр и Лесс), – это территория, где находят множество свидетельств эпохи плейстоцена, когда, вероятно, и произошла встреча человека с лошадью. Были обнаружены остатки скелетов лесных лошадей, имевших грубое, тяжелое телосложение, толстые, короткие ноги, рост около 1, 52 м. Греческая и римская литература изобилуют упоминаниями о бельгийских лошадях. Но слава бельгийской породы, называемой также фламандской лошадью, была поистине огромной в Средневековье (бронированные бельгийские воины использовали ее в Крестовых походах на Святую землю). Завезенная в Англию, она послужила развитию породы шайри повлияла на другие английские породы тяжеловозов, как, например, клейдесдаль и суффолк-панч. В Ирландии оказала влияние на упряжную ирландскую породу.
Порода бельгийская рабочая развивалась, подразделяясь при этом на подвиды, каждый из которых формировался в соответствии с определенной географической местностью. Маленькая бельгийская, называемая также арденская бельгийская, характерна для северо-запада страны; средняя, или кондроз, разводится в одноименном регионе, расположенном вдоль правого берега Мозы; большая, или брабансон, самая распространенная и знаменитая: зоны ее разведения – Фландрия, области Анверсы, Лимбурга, Брабанта и Люксембурга. В 1870 году была утверждена классификация, согласно которой бельгийская рабочая была поделена на три определенные группы в соответствии с тремя линиями крови породы.
В конце прошлого века различались три типа брабансонов, каждый из которых представлял различную племенную линию. Потомки знаменитого Оража I составляли линию Гро де ля Дандр и были преимущественно гнедой масти. Жеребец по кличке Байяр стал основателем линии Гри дю Эйно серой, рыже-чалой и соловой масти. Третья линия, Колосс де ля Механь, пошла от гнедого жеребца Жана I. Сегодня потомки всех трёх линий проходят под общим названием бельгийских рабочих, или брабансонов.
Лошади этой породы целыми днями работают с человеком: их называют просто «гаман» (или «гамин», если женского рода), что значит «сынок/дочка». Такое прозвище дают своим рабочим лошадкам рубщики леса.
Работа на лесопилке, переходящая от отца к сыну, еще имеет место в лесах Бельгии, Франции, Голландии и Северной Германии.
Обучение лошадей для лесоводства длится несколько лет: нелегко тащить сквозь лесную чащу стволы весом более 5 центнеров и длиной 5-10 м.
Занимающаяся этим трудом лошадь представляет собой удивительное зрелище: у нее нет поводьев, а только хомут, чтобы тянуть ствол, он реагирует на простые устные команды, демонстрируя спокойствие, желание работать и большое внимание.
Источники:
http://fermhelp.ru/poroda-loshadej-brabanson/
http://kohuku.ru/porodi/tyajeloupryajnie/387-brabanson-belgiyskaya-tyazhelovoznaya-poroda-loshadey-foto-opisanie-istoriya-proishozhdeniya.html
http://konovod.com/?id=707